Сквозь времена и пространства 19.01.2019 10:54:00

Сквозь времена и пространства

Вниманию посетителей Богородицкого дворца-музея представлено 29 работ художника, писателя, поэта, иллюстратора Л. Талимоновой (1971-2011гг.), созданных за период с 1989 по 2011гг. в России и Великобритании. Любовь Талимонова являлась членом Союза художников и членом Союза писателей Великобритании.
«Кто я? И для чего я в этом мире?» – так начинается одно из ранних стихотворений Любови. Процесс поиска ответов на эти вопросы пронизывают всё её творчество: сказки, стихи, картины, иллюстрации. К творчеству Л. Талимоновой можно отнести слова М. Хайдергера о том, что «творение художественное воплощает в себе мысль сотворившего его мастера, оно призвано выявить глубинные смыслы отображаемого явления, выразить самые сущностные его основы.»
Осмысливая пространственно-временные структуры мира Любовь Талимонова содаёт серии картин: «Космос», «Странствия духа», «Гармония мира», «Мегалиты», «Знания» и др. Она свободна в своём самовыражении, но цель её творчества – раскрытие духовной идеи. Идеи инобытия, духовного преобразования, связи с Высшим. Любовь смело устремляется на широкий духовный простор космоса.
Она решает проблемы пространства за счёт цвета, формы, линии. В их столкновении выкристаллизовывается поэзия картины. В их взаимоотношениях выявляется философия художницы.
На многих картинах Л. Талимоновой («Ход времени», «Знания в символах», «Даруя огонь», «Эрдевен») спокойная, уравновешенная схема, при которой горизонт проходит в самой середине картины. Эта схема прекрасно сочетается с вертикальным форматом картины. Художница сознательно и свободно пользуется всеми ритмичными и эмоциональными возможностями, скрытыми в выборе горизонта, и в зависимости от темы, настроения, динамики картины («Мегалиты уходят в бесконечность», «Дартмор», «В бескрайнем небе», «Время и руины», «Смена эпох», «Чувство полёта. Свобода»), распоряжается всем диапазоном точек зрения, часто включая и самую высокую (с высоты птичьего полёта).
Наряду с линейной перспективой Любовь использует световую перспективу. Конструкция пространства преследует не только оптические цели и служит не только для создания глубины. Эффекты перспективы оказывают глубокое эстетическое воздействие, создают ритм, усиливают действие, драматизируют его, пробуждают определённые эмоции и настроения. В так понятной глубине оказываются связаны воедино вопросы перспективы, цвета, тектоники, статики и динамики изображаемого, воздушной и цветовой перспективы.
Но главная характеристика картин Л. Талимоновой – их интуиктивная, или содержательная глубина. Как точно заметил Мерло-Понти: «Глубина живописного изображения... происходит неизвестно откуда, располагаясь, прорастая на полотне.»
На картинах художницы встречаются общепринятые символы времени: изображение часов (в т.ч. «мягких» часов), астрологических знаков, сфинкса, Сатурна и др. Часто на картинах даны моменты далёкого прошлого, к примеру, времена, когда люди строили мегалиты (от греческого: мегас – большой, литос – камень). Художница как бы путешествует во времени, пытается почувствовать его суть, красоту и неповторимость мгновений и запечатлеть их в своих картинах. Древний человек на картинах Л. Талимоновой не дикарь, а человек тонкой душевной организации, которому присущи удивительные способности, ныне почти утраченные. Прошлое на её картинах предстаёт живым, реальным.
«Выше солнца» – одна из картин в экспозиции. На переднем плане белоснежный лотос, символ духовности и бесконечности. В мифологии Востока лотос, вырастающий сам по себе среди первозданного хаоса, символизирует центр мироздания. В Древнем Египте известны изображения лотоса в сочетании с образами богов, с другими сакральными символами. Лотос – эмблема Верхнего Египта. Согласно древнеиндийскому мифу из благоуханных лепестков лотоса образовалась Вселенная. В древней традиции лотос – эмблема совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Также, это божественный источник жизни. На картине у лотоса 7 лепестков. 7 – это волшебное, магическое число, знак совершенства, космического порядка, завершённости цикла. В каждой религии это число ассоциировалось с божественными силами. Лист лотоса слева трансформируется в часы, разливающиеся водой, и вода по капле стекает в реку. На листе лотоса справа сидит египетская богиня. Она находится на уровне солнца, которое за стеблем лотоса. Вдали сияют горы, по равнине течёт река, то тут, то там стоят мегалиты. И глядя на картину понимаешь, что древнеегипетская (возможно, дофараоновская) и мегалитическая цивилизации существовали одновременно, что люди этих цивилизаций общались, и те, и другие жили по законам гармонии, истины, добра и красоты.
Если душа светлая, высокая, то её энергия превосходит энергию солнца. Высокий Дух проходит сквозь времена и пространства. Время ему не страшно, оно может разлиться водой и по капельке упасть в реку. Высокий Дух и его идеи выше времени, выше солнца. Когда у людей такой подход к жизни и такое миропонимание, то в их обществе царит гармония.
В каждой картине Любови Талимоновой звучит призыв к познанию мира, к размышлению о жизни, к духовному совершенству.

Любовь Талимонова

1971-2011

Писатель, поэт, художник, иллюстратор

 

Любовь Талимонова родилась в 1971г. в Самаре. Жила в разных регионах России. Закончила на отлично среднюю школу №17 в Туле, училась в Тульском педагогическом институте. После второго курса перевелась на заочное отделение Киевского художественного института. Совмещала учёбу и творчество. С 1994г. по 2011г. жила в Англии.

Книги были лучшими друзьями Любы, она всегда много читала, любила музыку и путешествия, посещала музеи и памятники древности. Ей посчастливилось побывать во многих странах, познакомиться с богатейшими коллекциями произведений искусста. Интерес к мифам и легендам привёл её в Стоунхендж и Эйвбюри в Англии, во Франции она посетила Карнак и Эрдевен, остров Гавринис и полуостров Киброн, где сохранилось много мегалитических сооружений, побывала в Ирландии.

Любовь очень рано задалась вопросами: «Кто я? И для чего я в этом мире?» И именно в процессе поиска ответов на поставленные вопросы у неё проявился философский склад ума, сложилось своё понимание истории человеческой цивилизации, взаимосвязи человека и вселенной, понимание беспредельности Космоса и ценности земного времени. Из своих размышлений, видений, озарений и снов она создала свой особый, ни на кого не похожий, сказочный и реальный, далёкий и близкий, добрый и радостный, лучезарный мир. Своими картинами и литературными произведениями она призывала взрослых и детей к размышлению о жизни, к познанию загадочного и прекрасного мира, к возвышенной радости бытия. Служение Истине, Добру и Красоте стало смыслом её жизни. Она пишет стихи, видеопритчи, сказки. Сама иллюстрирует свои книги. Создаёт целые серии картин: «Странствия Духа», «Гармония мира», «Мегалиты», «Космос», «Знания» и др.

«Живопись для меня, – говорила Любовь, – это целая история, легенда, сказка, которую я рассказываю людям, не применяя слов. Картины – это мой мир, я открываю его людям.» Действительно, каждая её картина – это синтез красоты и знания, вера в силу добра.

В 1991г. вышла первая книга Л.Талимоновой «Древний мир в моих ладонях» и первый альбом «Мой мир». В 1992г. в Киеве состоялась первая выставка её картин.

География выставок Любови Талимоновой, – при её жизни их было более 30-ти, – не только широка, но и необычна. Это Россия (Москва, Тула, Звездный городок, Троицк, Волоколамск и др.), Украина, Польша, Франция, Англия, Ирландия, Италия, Испания, Германия, Китай и … Космос. В 1992 –1993 гг. картины тогда ещё совсем молодого мастера совершили шестимесячное звёздное путешествие на борту орбитальной станции «Мир», о чём свидетельствуют автографы космонавтов и штемпели космической почты. В 1994г. картины Любови Талимоновой выставлялись в Кремле по случаю празднования 60-летия Юрия Гагарина.

Своеобразие вклада Л.Талимоновой в развитие идей школы русского космизма отмечено Дипломом X Конгресса Международной Ассоциации участников космических полётов. Этой награды она была удостоена наравне с писателем-фантастом И.А.Ефремовым, исследователем Ж.И. Кусто и художником-космистом В.Т.Черноволенко. 

Любовь называла себя странником и пилигримом, кочующим по звёздным дорогам вечности, а своё изобразительное искусство определяла как парапсихоживопись. Являясь представителем философского направления в искусстве, она своим творчеством несла в мир красоту и гармонию Космоса.

Отношение Л. Талимоновой к древней мегалитической культуре, следы которой в виде загадочных кругов-кромлехов, менгиров, дольменов и каменных аллей сохранились по всему миру, было особенным. Целые мегалитические комплексы оживают на её полотнах, одинокая хрупкая женская фигурка в развевающихся одеждах как будто вспоминает что-то хорошо ей известное и старается поведать зрителям о давно прошедших временах, о том, что мегалитические сооружения играли значимую роль в жизни древней цивилизации, служили «рабочими местами» для предсказателей, были своего рода «антеннами» связи с внеземными мирами. Художница как бы путешествует во времени, пытается почувствовать его суть, красоту и неповторимость мгновений и запечатлеть их в своих картинах. Глядя на полотна Любови, зритель чувствует, что когда-то на земле было совсем другое понимание жизни, что что-то важное утрачено нами в суете, спешке и грохоте техногенной цивилизации...

К произведениям для детей Л. Талимонова относилась с большой ответственностью, она задумывала каждую сказку как синтез слова и рисунка, где каждая иллюстрация – это часть истории, только без слов. Рассказывая и иллюстрируя свои сказки для детей разного возраста: «Цветочный эльфик» и «Колыбельные сказки» – для самых маленьких, «Сказки о созвездиях», «Сказка о лунных эльфах» и «Счастье туата» – для детей 10-12 лет, «Путешествие во Времени» и «Предсказатели прошлого» – для старшего школьного возраста, – она стремилась учесть этапы развития личности ребёнка, пробудить у детей интерес к знаниям, к саморазвитию. Её сказки добрые и поучительные, в них Л.Талимонова вкладывала всю свою искренность и доброту, свои огромные знания, всё своё богатое воображение и свой талант.

В 2000г, уже в Англии, Любовь пишет первые страницы философской сказки «Болотный Принц». Это гимн одухотворённой природе, гимн жизни и любви. Работа над книгой (52 авторских листа) заняла 11 лет. В 2012г книга была издана в России. Общий же тираж книг Любови Талимоновой превышает 500 000 экз. Некоторые книги переведены на английский и немецкий языки, в электронном виде 16 книг опубликованы издательством «ЛИТРЕС».

В Англии написаны картины «Страж мира», «Светлая Берегиня», «Владычица», «Дорога памяти», «Времена и пирамиды», «Радость и Печаль», «Душа и Великий Свет», «Странствия радостной души», «Пробуждение Великого Духа», «Ожидание»  и др. В них философская глубина и космическая высота духа, любовь к жизни, мечта и реальность.

Любовь Талимонова была высокообразованным, добрым, искренним, открытым человеком. И хотя ей довелось пройти через непомерные физические страдания (инсулинозависимый диабет с 20-месячного возраста, почти полная потеря зрения в 24 года, отказ почек и более 10 лет жизни на гемодиализе), её короткая жизнь была наполнена радостью познания и творчества. Как и девушка-звездочёт из её сказки, сама Любовь дарила взрослым и детям богатство своего внутреннего мира, стремилась затронуть самые тонкие струны души, предлагала задуматься о красоте и беспредельности мира, языком созданных ею образов и цветовой гармонии говорила о многоцветии и многозвучии вселенной.

Любовь Талимонова являлась членом Союза писателей и Союза художников Великобритании. Её картины хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран.

Творческое наследие Любови Талимоновой возвращено в Россию и на его базе 4 апреля 2016г. открыт Культурный центр-галерея им. Л. Талимоновой (п. Свобода, Щёкинского района, Тульской области). Центр-галерея ведёт большую просветительскую работу (как благотворительность семьи), знакомит детей и взрослых с произведениями искусства, учит пониманию живописи, развивает навыки эстетического восприятия. Галерею посещают не только учащиеся сельских школ, но также приезжают экскурсии из Тулы и других городов.

Картины Л. Талимоновой учавствовали в выставке «Русские космисты ХХ-ХХI вв.» в 2013г. в Москве. Состоялись персональные выставки в Москве, Туле, Новомосковске, Крапивне. В 2016г. выставка репродукций картин «Странствия радостной души» художницы работала в индийском имении Н.К. Рериха в долине Кулу, а летом прошла большая выставка её картин и иллюстраций в музее П.Н. Крылова в Туле.

С апреля 2018г. выставка репродукций картин Л. Талимоновой «Странствие духа по дорогам сказок» работает в г. Сызрани, Самарской области. Также выставка репродукций её картин работает в Белоруссии.

 

Более подробно смотрите:  www.talimonova-lyubov.com

         

 



Возврат к списку

Написать в редакцию