На лице Бибикова – доброта и умиротворенность 27.07.2019 11:28:00

На лице Бибикова – доброта и умиротворенность

100 лет исполняется в нынешнем году Тульскому музею изобразительных искусств. И ровно столько же – целый век – в нем хранится картина выдающегося живописца Василия Тропинина. Речь о портрете Василия Ивановича Бибикова, поступившего в музейное собрание из его родового имения (село Екатерининское Епифанского уезда Тульской губернии). Именно там художник и запечатлел хозяина усадьбы.


Картина была написана в 1838 году. К тому времени Тропинин был уже зрелым художником, имел звание академика живописи, успел к этому времени освободиться от крепостной зависимости (крепостным графа Моркова он был до 47 лет). В этот период своего творчества художник часто бывал в Тульской губернии, не раз приезжал и в имение Бибиковых.
Род Бибиковых известен в нашей стране. Это были активные участники государственного строительства России – воеводы, уездные предводители дворянства, губернаторы. В роду насчитывается около четырех десятков воевод и полковников, а также 30 генералов.
Василий Иванович Бибиков, изображенный на портрете кисти Тропинина, – гвардии корнет в отставке. Был женат на Татьяне Левшиной, являясь троюродным братом своей жены. По разным источникам, у пары родилось трое детей: Евгения, Иван, Матвей. По свидетельству генеалога и исследователя дворянских родов Игоря Амелютина, Василий Иванович доводился зятем ученому-агроному Василию Левшину.
Бибиков был одним из самых образованных, эрудированных и богатых людей в наших местах. Одна только его роскошная библиотека славилась на всю губернию, вызывая горячий интерес в среде интеллигенции. К Бибикову приезжали представители творческой элиты: писатели, художники, поэты.
Гостей Василий Иванович принимал со свойственным ему радушием, добротой и сердечностью. Все эти черты уловил и запечатлел Тропинин в камерном, уютном портрете хозяина усадьбы.
Фигура Бибикова занимает почти все пространство холста. Внимание живописца сосредоточено на лице. Когда-то Тропинин советовал одной из своих современниц: «Не упускайте из вида, что в портрете главное – лицо, работайте голову со всем вниманием и усердием, остальное – дело второстепенное».
– Это один из «любимцев» посетителей. Зрителям очень импонируют обращенный к ним задумчивый и слегка насмешливый взгляд с живой искоркой юмора, прячущаяся в уголках глаз и губ знаменитая «тропининская улыбка», подаренная художником многим его моделям, – рассказывает методист отдела музейной педагогики ТМИИ Ирина Хуторная. – При жизни мастера даже упрекали за это, но Василий Андреевич был, по сути, идеалистом, привык видеть в людях лучшее, искать возможность счастья в существующих условиях. Моделей своих старался изображать в радостные моменты и отвечал на упреки так: «Кому же приятно глядеть на хмурые, пасмурные лица!»
На лице Бибикова – доброта и умиротворенность. Мягкие черты озарены особым внутренним светом, теплом души, которые так гениально уловил художник.
Непринужденность портрету сообщают слегка взъерошенные волосы, расстегнутый белый жилет, шейный платок. Кстати, это так называемый «халатный» портрет, распространенный в творчестве Тропинина и модный в то время в Москве. В нем комфорт, иначе называемый современниками художника «жизнь нараспашку». Модели предстают в удобном одеянии, соответственно, и в естественном, непринужденном виде и состоянии. Кроме того, еще в начале XIX века халат считался не только домашней одеждой, но и своеобразным символом свободы, вольного духа – как антитеза «шитому золотом мундиру». А портрет Бибикова – это бытовой тип добродушного и хлебосольного хозяина.
Цветовая гамма картины очень сдержанна. Жизнелюбивый, добрый, приветливый характер Василия Ивановича в сочетании со спокойствием и достоинством подчеркивает живописный строй работы: благородные жемчужно-серые тона, теплые золотисто-охристые, коричневые и оливковые. Бесконечно долго можно любоваться и фактурами: бархатом тяжелого халата, меховой пушистой оторочкой, холодными отблесками атласного жилета, невесомостью шелка черного шарфа.
Василий Тропинин всегда умел выразить душевные качества своей модели, выбрать самые точные и искренние жесты, показать очарование среды, в которой находится человек. Сподвижник декаб­ристов Михаил Орлов отзывался о Тропинине так: «Артист зрелостью дарования и поэт силой воображения… который умеет чертой выражать мысль и воображением одушевлять черты». То есть он умел передать дыхание самой жизни.

Режим работы музея: вторник, воскресенье – с 10:00 до 18:00, среда: 12:00 – 20:00, четверг, пятница, суббота – с 10:00 до 20:00. По средам туляки могут посетить музей бесплатно, а по субботам такая возможность есть у жителей области.


Возврат к списку

Написать в редакцию